Научные труды
Введение
Посвящается моей жене Ларисе
Эта книга представляет читателю некоторые результаты моих исследований в области российской этнической проблематики, которой автор начал заниматься около десяти лет тому назад. Главными причинами смены научных интересов с американистики на изучение отечественного материала послужили беспрецедентные общественные и геополитические трансформации последнего десятилетия, более глубокая личная причастность к развитию российской этнологии в качестве директора Института этнологии и антропологии РАН и вовлеченность в общественно-политический процесс в аспекте его этнических проекций. С точки зрения интересов ученого-этнолога, ситуация в СССР, а затем в Российской федерации и других постсоветских государствах развивалась со столь вызывающей стремительностью и в столь манифестных формах, что мне было не жаль оставить солидную гору собранных материалов для книги об этнической политике в США и Канаде. Этнический фактор в собственной стране вышел на передний план общественной жизни, а дискуссии и серьезные переоценки внутри научной дисциплины, ее реакция на новые реалии стали более чем достаточными основаниями для новых занятий.
В отличие от традиционной исторической этнографии, изучение современных этнических проблем в период радикальных социальных перемен в России имеет ряд отличительных свойств. Во-первых, ученый имеет дело со своего рода незавершенным процессом, в котором элемент исторической неопределенности и в тоже время проектной (предписательной) деятельности человека и создаваемых им институтов и коалиций столь велик, что анализ и даже обычный нарратив крайне затруднены и могут страдать обескураживающей поспешностью. За последние десять лет сочинено уже устаревших научных текстов и публицистики, пожалуй, не меньше, чем это было сделано за много десятилетий до горбачевских перемен. Во-вторых, ученый-этнолог, в силу обостренных идеологических симпатий, а часто, прямой политической или этнической заангажированности, оказывается в гораздо большей мере связан с определенной групповой позицией или элитными проектами, чем это имело место в случае производства обычной для профессии симпатизирующей этнографии. Вольно или невольно, но политическая соучастность в том, что я определяю как этническое предпринимательство, становится не менее распространенной, чем добывание знания и получение результатов во благо изучаемого народа или общины, что всегда составляло важнейший элемент профессиональной этики этнографа. В-третьих, обращение к отечественному материалу конфликтующей этничности (часто по линии «группа — государство») ставит перед исследователем современности довольно сложную дилемму лояльности по гражданской и этно-культурной ориентациям. Бесстрастная, научно-стерильная этнография — это почти миф, но далеко не каждому удается найти меру оценок и осуществить миссию служения без ущерба обществу, в котором живем, и к пользе культуры или группы, которую изучаем.
Наконец, сама научная атмосфера в российском обществоведении последнего десятилетия, несмотря на благотворную идеологическую либерализацию, далеко не может быть квалифицирована как благоприятная. Оставив в стороне вопросы радикального уменьшения «этнографического поля» в силу геополитических трансформаций и сокращения государственной поддержки академической науки, хотелось бы отметить появление новых внутридисциплинарных коллизий, связанных с пересмотром теоретико-методологических подходов и понятийно-терминологического аппарата. Последнее связано как с рождением общественных феноменов и ситуаций, которые предыдущий инструментарий просто не может отражать адекватно (достаточно привести пример поиска новой категоризаций для ситуации «зарубежные соотечественники»), так и с новыми возможностями идеологической открытости и потребностью утверждения теоретико-методологического плюрализма. Настороженность и даже враждебность к отходу от всеобщей прописки по единой теории есть факт академической науки, не говоря о непомерно многочисленном слое бывших специалистов по марксистско-ленинской теории нации и национального вопроса, среди которых дистанция между научным ремеслом и политическим комментаторством отсутствует, а поиск новых отсылочных авторитетов сводится к цитированию «забытых имен» с их устаревшей методологией, а не к освоению новых теоретических подходов.
Публикуя в данной книге свои исследования по вопросам теории и политической практики этничности в России, автор исходил прежде всего из намерения представить более цельно и последовательно как некоторые новые идеи и разработки, так и результаты конкретных исследований, главным образом, этнических конфликтов и опыта управления многоэтничными сообществами. Значительная часть сюжетов уже была опубликована в периодических и других изданиях, но нынешние малотиражность многих публикаций и кризис некогда достаточно налаженной системы научной информации в обществоведческой среде позволяют осуществить повторное издание части статей, на сей раз в форме монографии. Это позволяет более обстоятельно раскрыть место этнического фактора и более широко представить панораму этнической политики в СССР и в современной России. Безусловно, книга не освещает целый ряд важных направлений и сюжетов: некоторые из них нашли отражение в моей другой книге «Этничность, национализм и конфликты в и после Советского Союза: Пожар в умах», изданной лондонским издательством «Сэйдж пабликейшн» в 1997 г. Последняя работа подготовлена под грифом двух международных исследовательских институтов: Исследовательского института ООН по проблемам социального развития (United Nations Research Institute for Social Development, UNRISD) и Международного института по изучению проблем мира (International Peace Research Institute, PRIO). Только лишь часть сюжетов, а именно, анализ конфликтов, совпадают в обеих книгах.
Автор обладает привилегией быть членом научного коллектива, где за последние годы выполнены высоко профессиональные и обстоятельные исследования сходных проблем и сюжетов. Среди многих мне хотелось бы отметить в этой связи работы А.Р.Аклаева, С. А.Арутюнова, Ю.В.Арутюняна, В.И.Бушкова, Л.М.Дробижевой, М.Н.Губогло, Т.С.Гузенковой, В.И.Козлова, О.Д.Комаровой, И.С.Кона, В.В.Коротеевой, А.Г.Осипова, П.И.Пучкова, Ю.И.Семенова, Г.У.Солдатовой, З.П.Соколовой, С.В.Соколовского, С.М.Червонной, Я.В.Чеснова, С.В.Чешко, В.А.Шнирельмана, А.Н.Ямскова и других сотрудников Института этнологии и антропологии РАН. В работе над книгой были использованы труды других отечественных и зарубежных специалистов. Многие из названных ученых оказали содействие в моих исследованиях, некоторые — были моими жесткими критиками, за что я им не менее благодарен.
Я выражаю признательность тем изданиям («Этнографическое обозрение», «Вопросы философии», «Свободная мысль», «Полис» и другие), которые любезно позволили перепечатку опубликованных в них моих работ. В некоторые тексты внесены небольшие изменения, но они никак не корректируют как основную научную позицию, так и определенную эволюцию взглядов, без чего невозможна исследовательская деятельность.
Особая благодарность Российскому фонду фундаментальных исследований (грант № 97–06–80018), финансовая поддержка которого позволила выполнить часть исследований для этой книги. В ее подготовке к изданию помощь оказали Л.Н.Грекова, Э-Б.М.Гучинова, С.В.Кулешов, Е.А.Строганова, О.Г.Юткина, которым автор выражает свою благодарность.