Научные труды
Заключение
Издавать книгу, в которой представлены работы, написанные на протяжении последних лет в ситуации радикальных общественно-политических перемен и крупных научных переоценок — вероятно, не самое благодарное занятие. И все же есть одна особенность научного ремесла, которая заключается в более долговременной значимости добытого знания, чем это имеет место в политике, где идеи и принципы живут меньше или могут существовать без необходимой преемственности. Очерки содержат некоторые идеи и эмпирические результаты, которые далеко не разделяются многими моими коллегами. Однако ясно, что число сторонников среди ученых и управленцев рассматривать природу этнического фактора в России и его политические проекции в более сложном ключе, чем это имело место в советском обществоведении, стало гораздо больше.
Это более чувствительное отношение к предмету и к роли самих ученых в этническом дискурсе начинает утверждаться, в том числе и не без влияния публикуемых в данной книге работ, вокруг которых возникали достаточно острые дискуссии. Эти дискуссии и критика не менее важны, чем стремление ученого обрести авторство того или иного определения и даже теории. Последнее стремление — неизбывная страсть служителей отечественного обществознания. Как сказал мне один из известных российских социологов, «я хочу застолбить за собою новую, как я ее называю, релятивистскую теорию нации, по крайне мере, среди наших ученых». Некоторые из моих коллег охвачены энтузиазмом не изучения новых и чрезвычайно интересных реалий, а выработкой новой терминологии или глобального поиска «куда мы идем?» и «что мы строим?» Мета-идеи и мета-конструкции на самом деле могут отражать слабость методологии, избегание и растерянность перед противоречивой партикулярностью исторических действий и их непредсказуемым результатом.
Развитие и совершенствование этнологического анализа еще не обязательно означает порождение симпатизирующей этнографии, о которой писалось во введении. Этнический фактор и явление национализма, как и общество со сложным этническим составом населения, могут изучаться и с установкой ограничения значимости этнического в жизни индивида и государства, а тем более конфликтных форм межэтнических взаимодействий, включая насилие. В старые времена это называлось «национальным нигилизмом» и квалифицировалось как форма девиантных мыслей и действий. Но чем больше ученому удается выстроить дистанцию между политикой, групповой лояльностью, бытовым чувством, заученными положениями, с одной стороны, и более широким и сравнительным подходом научного проникновения, с другой, тем более значимыми оказываются добытые выводы. Не уникальность, а тривиальность российского опыта в контексте мировой эволюции, не фундаментальные культурные различия, а поразительная схожесть частных и коллективных стратегий людей, становятся более очевидными и значимыми, чем при подходе на установление радикальных групповых или общественных различий.
Россия не просто имеет шанс состояться как государство-нация. Это государство существует как социальная и культурная общность. Несмотря на перегруженность социальными переменами и кризисами, Россия демонстрирует достаточно впечатляющие результаты в улучшении своего общественного устройства, позитивных социальных переменах, мощном культурном производстве. Другое дело, что Россия с ее неблагоприятным образом политического прошлого, огромной культурной притягательностью, средствами силового воздействия на мир и с наличием огромного числа «экспертов по России» была и остается объектом геополитического соперничества. Страсть к социальной инженерии не изжили и постсоветские интеллектуалы и политики. Потребность западного мира в образе внешнего врага и антироссийский синдром стран бывших СССР и сферы его влияния не избавляют Россию от сложной миссии «изгоя» современного «цивилизованного» сообщества. Многим Россия представляется новой «мини-империей», с «нациями без государства». Эта политизированная риторика осложняет внутреннюю ситуацию, в том числе достижение согласия и более благополучного социального существования.
Населяющие Россию народы не пребывают в состоянии исторического коллапса или «600-летней войны» друг с другом. С этнокультурной точки зрения ситуация, в том числе в последние годы, представляется гораздо более благополучной, чем в большинстве других крупных государств мира с многоэтничным населением. Общероссийская социально-культурная и гражданская общность отличается высокой степенью гомогенности, основанной на наследованном эгалитаризме, культурно-языковой ассимиляции или многокультурности на основе русского языка и культуры, достаточно централизованной системе экономики и управления. В России, скорее, имеет место не «столкновение цивилизаций», а то, что Зигмунд Фрейд называл «нарциссизмом комплекса малых различий». Противоречия, ксенофобия, насилие происходят в результате элитных проектов, этнического предпринимательства, борьбы за власть и ресурсы, коллективно-личностного соперничества. Этническое служит часто основой мобилизации, аргументов для переговоров или для выхода из правового пространства и социального контроля общества. Если хотя бы некоторые из идей и положений этой книги помогут общественной практике и научной саморефлексии, тогда автор может считать свою задачу выполненной.