Коллективные труды

 
Дальше      
 

Научные труды

Главное, что создает ученый - гуманитарий - это научный текст в виде книги, статьи, заметки или рецензии. 

Ученый может также выступать автором идеи, составителем и редактором коллективного труда или серийного издания. 

Отечественная тематика, т.е. изучение этнических и других...

Религия и власть

В СССР идеология и власть отвергали религию. Многие священники были репрессированы, а храмы разрушены. Религия возвращается в российскую жизнь и наполняет ее смыслами для тех, кто верует. А это миллионы пожилых и молодых людей. Сакральными стали не столько Кремль и имеющие власть управлять, а храмы, обряды и церемонии, святые места и пастыри-наставники. 

По дороге из Москвы в Спас-Клепики по Егорьевскому шоссе я ездил 15 лет в наш летний дом в мещерской деревне Алтухово. Все 15 лет этот храм оставался в заброшенном состоянии. Внутри был какой-то склад, а с крыши иногда срубали растущие березки. За это время многие сотни православных храмов были восстановлены, но не везде у власти, спонсоров и прихожан нашлись время и средства, чтобы очиститься от позора прошлых гонений.


В среднем течении Волги под г. Калязиным при затоплении водохранилища исчезло поселение вместе с церковью. Осталась только колокольня, которая уже никогда не обретет свои колокола и своих прихожан. Люди и пароходы плывут мимо и больше никогда такого в России не должно случиться.


А это мечеть на окраине Казани, которая была одной из немногих для самого большого города и республиканской столицы. Ислам – это вторая после православия традиционная для России религия. В Поволжье эти две религии сосуществовали мирно и сегодня Казань после 1000-летнего юбилея стала одним из самых красивых городов.


 
 Спустя два года на этом же месте выросла новая мечеть и целый квартал новостроек.


А это самая старая и знаменитая мечеть в Казани, которая действовала на протяжении всего советского периода.


 
 Так выглядит мечеть внутри.


 
 Далеко не все православные монастыри восстановлены. Это возрождаемый Покровский монастырь, что стоит на высоком правом берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода.


Восстановленный Серафимо-Дивеевский монастырь с канавкой святой Богородицы. Монастырь был закрыт в 1927 г. и 800 сестер обители покинули ее стены, но остались проживать в соседних деревнях. Многих из них арестовали и выслали. В монастыре была сельскохозяйственная артель, учреждения, квартиры и школа. Только в 1989 г. верующим был передан Троицкий собор, а в 1991 г. в Дивеево были перенесены мощи преп. Серафима Саровского.


Эту церковь в Астрахани окружили палатки и ларьки, но все равно она смотрится очень нарядно и в ней много прихожан.



В Казань вернулась одна из самых намоленных православных икон КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, которая до этого была в покоях Папы Римского.


В России много мест общего поклонения последователей разных религий. Одно из них – это святой источник недалеко от древнего булгарского города Биляр в Татарстане. Здесь поклоняются мусульмане и на дереве оставляют свои повязочки те, кто верит в языческие символы.



А десять метров ниже – место для православных. Оно хуже обустроено, а наплывы от горящих свечей служители тщательно стирают каждый день.


В 2004 г. в родном городе Нижние Серги, где до сих пор не восстановлен ни один из двух дореволюционных православных храмов (собор был разрушен до основания, а в церкви располагалась пекарня), обнаружил на соседней улице Титова (названа в честь космонавта) вывеску на частном доме, извещающую, что здесь молельный дом евангелистов. Откуда евангелисты в родном месте? – это для меня загадка. Может быть потому, что нет православного храма? А жители избирают депутатом в Государственную думу некоего Мацуева – денежный мешок из Чечено-Ингушетии. Ему не до православных, а у местных энергии и ресурсов совсем мало.


Русский мир шире, чем Россия, и он основывается на русском языке, приверженности православной религии и чувстве идентификации человека с Россией. Этот православный собор в центральном парке Алма-Аты сегодня один из центров так называемого нового русского мира, который возник после распада СССР. Такой же оплот русскости я сфотографировал 28 января 2008 г. в г. Кишиневе, где не менее половины населения говорит дома и на улице на русском языке.