Научные труды
Религия и власть
В СССР идеология и власть отвергали религию. Многие священники были репрессированы, а храмы разрушены. Религия возвращается в российскую жизнь и наполняет ее смыслами для тех, кто верует. А это миллионы пожилых и молодых людей. Сакральными стали не столько Кремль и имеющие власть управлять, а храмы, обряды и церемонии, святые места и пастыри-наставники.
По дороге из Москвы в Спас-Клепики по Егорьевскому шоссе я ездил 15 лет в наш летний дом в мещерской деревне Алтухово. Все 15 лет этот храм оставался в заброшенном состоянии. Внутри был какой-то склад, а с крыши иногда срубали растущие березки. За это время многие сотни православных храмов были восстановлены, но не везде у власти, спонсоров и прихожан нашлись время и средства, чтобы очиститься от позора прошлых гонений.
В среднем течении Волги под г. Калязиным при затоплении водохранилища исчезло поселение вместе с церковью. Осталась только колокольня, которая уже никогда не обретет свои колокола и своих прихожан. Люди и пароходы плывут мимо и больше никогда такого в России не должно случиться.
А это мечеть на окраине Казани, которая была одной из немногих для самого большого города и республиканской столицы. Ислам – это вторая после православия традиционная для России религия. В Поволжье эти две религии сосуществовали мирно и сегодня Казань после 1000-летнего юбилея стала одним из самых красивых городов.
А это самая старая и знаменитая мечеть в Казани, которая действовала на протяжении всего советского периода.
Восстановленный Серафимо-Дивеевский монастырь с канавкой святой Богородицы. Монастырь был закрыт в 1927 г. и 800 сестер обители покинули ее стены, но остались проживать в соседних деревнях. Многих из них арестовали и выслали. В монастыре была сельскохозяйственная артель, учреждения, квартиры и школа. Только в 1989 г. верующим был передан Троицкий собор, а в 1991 г. в Дивеево были перенесены мощи преп. Серафима Саровского.
В России много мест общего поклонения последователей разных религий. Одно из них – это святой источник недалеко от древнего булгарского города Биляр в Татарстане. Здесь поклоняются мусульмане и на дереве оставляют свои повязочки те, кто верит в языческие символы.
А десять метров ниже – место для православных. Оно хуже обустроено, а наплывы от горящих свечей служители тщательно стирают каждый день.
В 2004 г. в родном городе Нижние Серги, где до сих пор не восстановлен ни один из двух дореволюционных православных храмов (собор был разрушен до основания, а в церкви располагалась пекарня), обнаружил на соседней улице Титова (названа в честь космонавта) вывеску на частном доме, извещающую, что здесь молельный дом евангелистов. Откуда евангелисты в родном месте? – это для меня загадка. Может быть потому, что нет православного храма? А жители избирают депутатом в Государственную думу некоего Мацуева – денежный мешок из Чечено-Ингушетии. Ему не до православных, а у местных энергии и ресурсов совсем мало.