Научные труды
Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N2, 1994
Прошедший период прежде всего дал договор между федеральными властями России и руководством Татарстана.Это крайне важное событие демонстрирует возможность решать противоречия между центром и субъектами федерации путем трудного,но,все-таки,мирного диалога.Участники и подписанты договора празднуют успех и это - справедливо, ибо ситуация в этом регионе с точки зрения межнациональных отношений в любой момент может стать конфликтной по двум причинам. Находящаяся у власти татарская элита и подконтрольные ей средства информации крайне настойчиво насаждали образ независимой государственности и лозунг "Татарстан это не Россия", в итоге породив среди части казанских татар опасные эмоции и утопии этнического национализма. Вторая основная община в республике - русские пока организована слабее, дезориентирована и испытывает чувство тревоги, когда даже местное начальство меняют повсеместно на татар. Эту часть татарстанцев легко мобилизовать вокруг не менее опасных неоимперских проектов и идеологии русского национализма.
Договор дает достаточно полномочий для утверждения суверенитета республики во всех областях, но ставит некоторые важные ограничители: не должно быть отдельного татарстанского гражданства( а,значит,и паспортов) и разного рода вооруженных национальных формирований типа североосетинской гвардии,которая осуществила этническую чистку ингушей на территории республики.
Северный Кавказ остается наиболее сложным регионом,где начало 1994 года не принесло существенных перемен в открытом противостоянии Чечни федеральному Центру и в урегулировании ситуации в Пригородном районе Северной Осетии.Чечня не будет признана международным сообществом,которое уже извлекло уроки из поспешного признания сепаратистских проектов,вместо поощрения усилий в пользу улучшения внутреннего управления.Нужны срочные переговоры между Москвой и Грозным (возможно, при посредничестве Татарстана), а также приграничные диалоги и неофициальные контакты,чтобы примирить амбиции обеих сторон,определить статус Чечни в Российской Федерации и разрядить расточительный для граждан верхушечный конфликт.
И все же,у меня нет данных,чтобы столь определенно предсказывать обострение межэтнических отношений в ближайшем будущем.В стране, в том числе и среди политиков и активистов национальных движений,появляется все больше сдержанности по части реализации радикальных этно-националистических программ.Не следует только шарахаться в другую сторону и пытаться компенсировать ущемленные чувства и внутренние проблемы русских в России слишком подчеркнутой заботой о жителях соседних государств,как это сделал Президент Б.Н.Ельцин в недавнем послании.
(Борис Ельцин,"Федерализм и межнациональное согласие"в "Об укреплении Российского государства","Российская газета",25 февраля 1994 г.с.4)
Ежегодное послание Президента Ельцина Федеральному Собранию содержит ряд новых положений в оценке ситуации и политики в сфере межэтнических отношений.Самое примечательное - это долгожданный (по крайней мере, для меня как ученого-эксперта) шаг в сторону от доктрины этно-национализма. Впервые за всю советскую и постсоветскую историю на уровне первого лица прозвучало признание того, что причина этнического кризиса во многом заложена в самой структуре государства, в изначальном противоречии принципа "национальной государственности" территориальному принципу устройства федерации.Впервые сказано, что суверенитет страны и ее государственность, а также государственность субъектов федерации провозглашены и существуют от имени граждан, а не "этносов", что деление граждан на "коренных" или "некоренных " в рамках России или ее республик противоречит закону.Наконец, самое главное - Президент произнес фразу о понимании нации как "согражданства", как это позволяет сделать нынешняя Конституция и как это принято в мире .
Эта корректива носит фундаментальный характер ибо только теперь можно говорить без словесной и смысловой путаницы о процессах нацие-строительства в России и других пост-советских государствах. Ясно, что республики сохранят свой отличительный этно-культурный облик и основанные на этом особые права и полномочия. Причем, не просто на какой-то переходный период.Переходный период необходим для смены понятий в голове: народы, этно-культурные общности - это одно, а нации, т.е. политико-государственные общности, - это другое. И никакого унижения или дьявольского замысла против российских народов здесь абсолютно не заключено.Но инерция советской ментальности огромна и тщательно оберегается этническими лидерами. В этой ситуации мы предлагаем сохранить более спокойный и вполне достойный политический термин - "национальности".После многолетних пропагандистских усилий этим термином стали пользоваться и за рубежом и этот термин хотя бы понятен, чего нельзя сказать о до сих пор двойном употреблении слова "нация".