Научные труды
Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N36, 2001
М. Шаймиев переизбран на третий срок президентом Республики Татарстан. Это - значительное событие в политической жизни республики и страны в целом. Есть ряд важных моментов, которые заслуживают общего внимания политиков и экспертов, когда речь идет о "феномене Шаймиева". При всем отличии и своеобразии российских республик от других субъектов РФ, существует одно общее правило, которого следует придерживаться в отношении региональных лидеров. Самое важное - это факт свободных и регулярных выборов, а уже потом - кто "стоит во главе" и что будет, "если его не будет". Упорное стремление удержать власть в руках действующих лидеров в Карачаево-Черкесии и, отчасти, в Дагестане было одной из причин обострения политической ситуации в этих субъектах РФ. Центру также иногда кажется, и это видение поддерживают сами местные лидеры, что если уйдет действующее первое лицо, то в республике наступит хаос. Однако опыт Северной Осетии, Карелии и других республик, где произошла смена первых лиц, показал, что это не так. В тоже время, авторитетные и пользующиеся поддержкой лидеры, способные выиграть выборы, должны иметь право оставаться у власти, ибо они получают этот мандат от местного избирателя через демократическую процедуру. В отличие от общенационального лидера, над которым фактически нет высшего политического надзора (поэтому здесь важнее ограничение срока пребывания у власти), региональные лидеры всегда могут быть призваны к ответу, если будут осуществлять откровенную узурпацию власти и не позволять волеизъявления.
Минтимер Шаймиев выиграл выборы убедительно и получил полное право на очередной срок президентства. Если его пример смогут повторить другие лидеры республик - нет оснований этому противиться. Но хотелось бы, чтобы Центризбирком, пресса и общественные наблюдатели из-за пределов республики были более активно привлечены к данной процедуре. Это усилит демократичность и свободу выборов и избавит их от возможных последующих обвинений. На выборах в Татарстане недостаточно заметны были наблюдатели (хотя, по сообщению нашего эксперта, их было 15 тысяч человек). Вялая предвыборная борьба и забвение центральными СМИ столь важного события только ослабляют впечатление от победы выигравшего претендента.
Итоги выборов в Татарстане позволяют сделать вывод, что современный российский избиратель принимает решение, руководствуясь многими соображениями, но прежде всего - способностью политика осуществлять ответственное и эффективное управление. Шаймиев за время пребывания у власти продемонстрировал эти качества, находясь в достаточно сложной обстановке и проводя самостоятельную политику, которая не всегда и не всем могла нравиться. Насколько было оправданно опасное балансирование руководства республики на грани открытого конфликта с федеральной властью в 1991-1993 гг., - вопрос для историков, и последнее слово здесь еще не сказано. Скорее всего, упорный торг за политическую децентрализацию и ресурсы был перегружен суверенизаторской риторикой, которая оставила противоречивый след в конституционно-правовых текстах и в умах местного населения. Но следует признать, что именно Шаймиев был основным сдерживающим фактором для радикальных проектов татарского национализма, и только в страшном сне можно представить, что на его месте в начале 1990-х гг. мог оказаться лидер типа Ардзинбы, Смирнова или Дудаева.
Лидеры российских этнотерриториальных автономий находятся в сложном положении. Они управляют многоэтничными сообществами, но политическая форма этих сообществ - республика, в соответствии с текстами конституций, есть не только результат волеизъявления ее народа, но и форма самоопределения местных этнонаций. Такую противоречивую формулу сформулировали местные идеологии. В республиках есть политики и активисты, которые ориентированы на приоритет этнического фактора и озабочены "национальными интересами", "национальным возрождением" и даже "национальным освобождением" применительно к узко групповым, а не гражданским (общероссийскому или общереспубликанскому) сообществам. Фактор этот постоянен, и с ним трудно совладать, ибо, при всей уродливости и опасности крайнего этнонационализма, он опирается на реальные ситуации ущемления и приниженного положения местных культур и языков по сравнению с доминирующей российской культурой, основанной на русском языке. Хотя в личностном плане этнонационалисты могут процветать, а те, от имени кого они выступают, тоже живут в мире и согласии, в том числе и с русским языком, используемая ими риторика обладает большой мобилизующей силой и создает им имидж борцов за права меньшинств. Шаймиеву все эти годы удавалось обеспечивать хрупкий баланс этнокультурных и общегражданских приоритетов в управлении, если не считать вызывающего сооружения мечети на территории Казанского Кремля и нереализуемого решения о смене алфавита. Но здесь первой подала пример Москва суетным сооружением пустующего храма Христа Спасителя.
Лидеры ряда других республик также демонстрируют свои способности соблюдать баланс противоречивых интересов общероссийского, общереспубликанского и местного этнонационального характера. Эти способности должны всячески цениться и вознаграждаться. Особенно если это удается делать представителям "нетитульных" народов, как, это, например, имеет место в Бурятии или Удмуртии.
Шаймиев преподал еще один важный политический урок. Не только он сам, но и его ближайшие соратники остаются у власти все эти годы, хотя и имеют различия во взглядах и разные характеры. В итоге нынешняя правящая элита Татарстана - одна из наиболее компетентных и эффективных; с ней можно иметь дело и вести даже самые трудные переговоры. Не во всем можно согласиться с политикой Шаймиева и всего татарстанского руководства, но безусловно позитивные результаты десятилетнего правления лидера Татарстана дают ему на очередной срок.
Как один из постоянных критических наблюдателей жизни Татарстана, я искренне поздравляю Минтимера Шариповича Шаймиева с победой на президентских выборах.